пятница, 22 февраля 2013 г.

О воспитании бережливости

Если присмотреться к детям, то можно легко выделить условно три группы: в первую группу войдут аккуратные, бережливые и нежадные дети; во вторую – аккуратные, отчасти бережливые (по отношению лишь к собственным вещам или, например, только к деньгам), чаще – жадные; в третью – неаккуратные (неряшливые), небережливые и преимущественно расточительные.
Беречь – это охранять, мыть, чистить, ремонтировать, убирать вещи на место, разумно накапливать. Все это делается для того, чтобы человек мог жить в окружении красивой природы, в уютном, удобном и чистом жилище, ходить в аккуратной одежде, иметь средства для приобретения необходимых вещей и продуктов питания, быстро и легко находить орудия труда для выполнения различной работы, жить в согласии с окружающими людьми.
Бережливость может с возрастом перерастать в скупость, бездумное собирание вещей. Классический образ Плюшкина из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» напоминает о том, что может произойти с человеком, если он подчиняет свою жизнь накопительству: «Это нисколько не смешно, а грустно; это не простой скупец, а человек, прежде порядочно живший, только бережливый, но впоследствии, с потерей жены, детей, десятки лет поглощенный скаредством, развившимся в это время, и дошедший до глупости и гнусности невероятной; он только копит, бережет – нужды нет, что на десятки тысяч гниет у него хлеба, сена, сукна, холста... Он только собирает в кучу...»
При формировании бережливости как качества личности могут возникать психологические барьеры, мешающие его образованию, – это неаккуратность и неряшливость. И, наконец, бережливость может сочетаться, с одной стороны, с жадностью или стремлением присвоить все себе одному, а с другой – со щедростью, когда ребенок готов поделиться тем, что он имеет.
В процессе практической деятельности учитель накапливает знания о содержательной стороне педагогической ситуации и обдумывает, каким образом он решит возникшие задачи, которые в идеале сводятся к воспитанию аккуратных, бережливых и добрых детей и преодолению вместе с семьей неаккуратности, неряшливости, небережливости и жадности. Приведем в качестве примера несколько ситуаций.

Ситуация 1. «Сломали»
Во дворе плачет семилетний Вадик.
– Ты о чем?
Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...

Ситуация 2. «Мне не жалко»
В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики.
– Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?!
– У меня их много... Мне не жалко... Захочу –отец завтра еще купит...

Ситуация 3. «Испорченная картина»
Что за шум?
Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я... Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...

Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»
Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.
– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.
– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!
Фото В.Алексеева

Можно привести еще немало аналогичных ситуаций. Будут меняться вещи, предметы, действующие лица, но смысл сохранится. Кто-то из детей портит, ломает, не бережет. Иногда это может случиться неумышленно, из-за неумелости или неловкости, тогда ситуации приобретают особый характер. Почти в каждом случае находятся бережливые, аккуратные и совестливые дети. Это означает, что многие родители и учителя умеют решать задачу воспитания, и их опыт следует изучать.

Можно порекомендовать следующие методы, приемы и средства воспитания.

1. Побеседуйте с родителями: бережливы ли их дети? Не растут ли они жадными?

О.А. Моя дочь понимает, что можно отдать, подарить, а что нельзя. Свои вещи она умеет беречь. Дети должны понимать, что каждая вещь дается трудом человека, что вещи нужно беречь. Родители хотят что-либо купить для ребенка, сделать ему приятное. И если он бережет свои вещи, то это не жадность, а бережливость.
Н.Л. Жадный человек – это тот, кому все мало. Беспокоится и заботится такой человек только о себе. Дело его жизни – собирательство, накопительство. Друзей у него нет. Часто жадность путают с бережливостью. Вещь, которая досталась тяжело, будешь беречь. Дети это не всегда понимают. Многое мы делаем, а бережливость считаем само собой разумеющейся, по-настоящему не развиваем это качество в своих детях.
И.В. Если говорить о жадности, то надо знать прежде всего причины, порождающие ее. В семье часто балуют младших, и из них вырастают жадные, эгоистичные дети. Они быстро усваивают, что все члены семьи заботятся только о них, поэтому ищут любые способы для приобретения заветной вещи и достигают своей цели. Самое удивительное – что они ничего не берегут.
И.Ю. Стараюсь объяснить и показать на примере близких людей, как надо себя вести. Много беседую после просмотра фильмов. Внушаю, что надо быть доброй, щедрой, бережливой, помогать людям.
Интервью с родителями показывают, что проблемы воспитания бережливости, доброты, преодоления жадности не обходят их стороной. Они понимают, что беречь вещи – не значит быть жадным. Жадность у детей преодолевается в семьях по-разному, но большинство родителей избирают один тезис – жадным человеком быть плохо, так как жадные люди всегда одиноки, их чаще всего не любят.
Родители главными считают собственный пример и создание условий, способствующих воспитанию бережливости. Дети младшего школьного возраста особенно чувствительны к порядку в своем окружении. От того, что ежедневно видит в семье ребенок, – упорядоченную жизнь (порядок в квартире, режим, определенные семейные устои) или беспорядок – зависит, что он усвоит. К сожалению, не все родители достигают успехов, поэтому нужны советы о том, как воспитывать детей.

2. Побеседуйте с детьми о том, как они воздействуют на своих сверстников, проявляющих жадность и небережливость.
Женя А. Я бы поговорил с ними, чтобы они не жадничали... всегда даю им свои игры, но я все-таки не люблю играть с жадными детьми.
Олеся Б. С такими детьми надо играть, тогда они не будут жадными.
Максим С. Сначала надо определить жадных детей. Затем их надо лечить от жадности.
Дети считают, что самый лучший способ преодолеть жадность – это доброта, готовность поделиться. Лишь немногие из них настроены на бойкот.

3. Почитайте отрывки из художественных произведений о бережливости и обсудите их.
СВОИМИ РУКАМИ
Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.
Фото В.Алексеева
Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды, ринувшейся на турбины, гнать сильный ток на тысячи и тысячи километров окрест.
Руки человека по зову его сердца создали удивительной красоты картины и статуи, которыми будут вечно любоваться люди.
Всё могут, всё умеют, со всем справляются человеческие руки.
Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.
И чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека и никогда не изменял «чувству локтя», то есть тому чувству верного братства, которое хорошо знает каждый боец, когда в тесном строю, локоть к локтю с соседом, сердцем своим ощущает, что во всем он заодно с товарищами.

Примерные вопросы:
1. Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?
2.  Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?

Комментариев нет:

Отправить комментарий